воскресенье, 8 марта 2015 г.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) на тему: НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ И В ДЕТСКОМ САДУ

      Цель: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка. Совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

     Подготовительный этап: провести анкетирование детей (вопросы связаны с темой собрания и перекликаются по содержанию у детей и взрослых). Проанализировать полученные ответы и оформить в виде диаграмм. Подготовить памятки «Основы нравственных отношений в семье».


                                               ХОД СОБРАНИЯ

       Вступительное слово воспитателя (тема, цель собрания). Слова воспитателя.
       Великий композитор Бетховен завещал потомкам: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».
       К. Ушинский отмечал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
     Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А. Запорожец. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. Сухомлинский.
     Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
    «Все и хорошее и плохое человек получает в семье».
     Эта мудрость известна всем. И сегодня мы поговорим с вами о взаимоотношениях между взрослым и ребенком. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают. Вопросов в воспитании детей возникает много. И если учесть, что ваша роль в воспитании детей незаменима, то эти вопросы не могут не интересовать вас.

   

 Тест для родителей №1
     Вопросы

      Можете ли вы:
1.         В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?
2.         Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
3.         Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4.         Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5.         Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?
6.         Поставить себя на место ребенка?
7.         Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
8.         Рассказать поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном положении?
9.         Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10.       Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11.       Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться?
12.       Не проигнорировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто обидел другого ребенка?
13.       Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ответы
А – Могу и всегда так поступаю.
Б – Могу, но не всегда так поступаю.
В – Не могу.
Посчитайте очки:
Ответ «А» - оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - оценивается в 2 очка.
Ответ «В» - оценивается в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 90 очков:
Ваш ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания. Вы действуете правильно и можете надеяться на лучшие результаты.

Если вы набрали от 16 до 30 очков:
Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

     А теперь, кто набрал от 30 и более очков, прошу занять места «консультантов», сегодня вы поможете ответить на ряд вопросов о воспитании детей. Ответы на вопросы можете обсуждать сообща, отвечать можно по договоренности. Остальные родители могут задать дополнительные вопросы, высказать свое несогласие или предложить свой вариант ответа.
(«Консультативная группа» занимает места за столом. Вопросы и ситуации либо лежат на столе, либо задаются из «диспетчерского пункта»).

     Педагогическая ситуация
Вот что рассказала одна мама: «Мой сын – такая кроха, но уже неслух. Делает так, как ему хочется. Говоришь ему ласково «Ванечка, нельзя». Смеется и продолжает. Начнешь повышать тон, пугливо озирается, но продолжает свое дело. Теряю голову и не знаю, как к нему подойти».
     Ответ
Сплошь и рядом взрослые недостаточно внимательно и вдумчиво относятся к поведению ребенка, мало считаются с его интересами и потребностями, вместо того, чтобы удовлетворить их, ограничиваются запрещением или шлепками. В зависимости от ситуации ребенка можно попытаться отвлечь игрой или игрушкой.

     Педагогическая ситуация
Леночка, подошла к шкафу, ее заинтересовал блестящий ключ, она начала его крутить, он упал на пол. Услышав это мама отняла ключ, отшлепала дочку, пригрозив ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась бабушка. Мама оправдывалась: «Должна же она слушаться». Какие особенности детей этого возраста следует учитывать? Как следует предотвращать подобные конфликты?
     Ответ
Родителям следует считаться со свойственной данному возрасту живостью поведения ребенка и большой любознательностью. Чтобы предупредить нежелательные поступки и в то же время избежать частых запретов надо:
- убрать все то, до чего ребенок может добраться и что может быть опасно, что он не должен трогать.
- стремиться, чтобы ребенок чаще был на улице, где он может удовлетворить свои потребности в двигательной активности.
- никогда не давать ребенку делать то, что потом будет запрещаться.

     Педагогическая ситуация
Запись из дневника матери: «Стараюсь приучить сына слушаться, когда говорю «нельзя», обычно он выполняет требование, но иногда вдруг нарочно начинает делать то, что я ему запрещаю, причем смотрит в глаза и делает то, что ему запрещено. Почему?
     Ответ
Можно предположить, что лукавый взгляд ребенка, заглядывание в глаза матери, вызывает у нее улыбку, и ребенок чувствует негласное поощрение матери. Поэтому очень важно слово «нельзя» говорить серьезным тоном, не допуская непослушания. При этом все взрослые члены семьи должны быть едины в своих требованиях.

     Педагогическая ситуация
В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
     Вопросы:
1. Как дальше будет развиваться ситуация?
2. Кто должен уступить место?
3. Как вы учите своих детей вести себя в транспорте?
   
      Педагогическая ситуация
 В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата:
 - Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?
 - Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! - прервала она дочь и отправила сына в детскую.
      Вопросы:
1. В чем состоит педагогический просчет матери?
2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
3. Как вы поступили бы в таком случае?

      Педагогическая ситуация
 В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы. Люда обрадовано кричала:
 - Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.
 Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:
 - Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
 - Нет, пойдем, все равно пойдем! - кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.
 - Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди  и спросил:
- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
 - Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна. Вопросы:
1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?

ИТОГ
Общаясь с ребенком вы прививаете ему навыки культуры общения. А поскольку дети склонны к подражательности, вам, взрослым нужно быть эталоном для подражания. Ребенок копирует ваши жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки. Он может следовать в одинаковой мере как положительному, так и отрицательному примеру. Все, что вы видите в ребенке, он приобретает в первую очередь от вас.

ПОЭТОМУ:
- будьте требовательны, но уважайте в ребенке развивающуюся личность;
- отношения стройте на любви, уважении и доверии к ребенку;
- уважительно относитесь к детским интересам и потребностям;
- изучайте индивидуальные особенности ребенка и сохраняйте его индивидуальность, очень важно, чтобы он был не похож на других, проявляйте интерес к его деятельности;
- старайтесь почувствовать его эмоциональное состояние, тогда для ребенка на всю жизнь вы будете настоящим другом;
- общение с родителями жизненно необходимо ребенку для развития личности.

Тест для детей и родителей №2 «Нравственные ценности»

      Вопросы для детей
1. Каким ты хочешь быть человеком?
2. Кем ты хочешь быть?
3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
4. Без чего нельзя прожить человеку?
5. Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?

     Вопросы для родителей
1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку -.
2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал.
3. В хорошей семье всегда.
4. Нельзя прожить без.
5. Если бы я нашел( -ла) клад, то.
6. Если бы я все мог( -ла, то.

 Памятка для родителей  «Основы нравственных отношений в семье»
 • Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, малыш очень скоро вернет это вам.
 • Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
 •Поведение - это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.


     (Идет обсуждение положений проекта, которые будут внесены в решение родительского собрания.) В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на это газа, а решать их. Увидеть проблему - это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Предлагаем продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что «можно» и «нельзя», на следующем родительском собрании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий